Вернуться на главную страницу


Ситуации по антикризисному управлению предприятием Часть IV

Ситуация 4. Мебельная фабрика

 

Предприятие до реструктуризации

История

Мебельная фабрика была основана в 1962 году как государственная компания. В 1993 году компания была приватизирована и преобразована в акционерную компанию. Существующим и бывшим работникам фабрики в настоящий момент принадлежит 100 % акций.

Компания производит мебель из ДСП, в частности стенки, журнальные столики и мягкую мебель, в основном софы, на трех производственных линиях, размещенных территориально в различных производственных помещениях города – для производства корпусной мебели, мягкой мебели и мебели на заказ.

Большинство оборудования соответствует оборудованию западных предприятий в этой отрасли. Однако отдельные станки спроектированы специально для изготовления одной конкретной детали и не могут быть перенастроены на производство других деталей.

Продажа продукции фабрики мебельным салонам осуществлялась небольшим числом торговых агентов, а также напрямую в магазине компании. Сбыт в основном ведется на внутреннем рынке.

Мебельная промышленность особенно пострадала от упадка покупательной способности населения: покупка мебели относится к тем приобретениям, которые отложить проще всего. Негативным фактором также послужили зарубежные конкуренты.

Существует небольшой, но активный рынок для изделий высшего качества. На нем доминирует импортная продукция. Для изделий низшего качества, которые и производит фабрика, рынок более узок по экономическим причинам.

Персонал компании сократился примерно с 2000 человек на начало 1995 года до 650 работающих на момент рассмотрения текущей ситуации . Скорее всего, сокращение занятых в производстве продолжится даже при росте продаж. Аналогичные фабрики в Западной Европе насчитывают не более 150 рабочих.

 

Диагностика состояния предприятия

Маркетинг

Продукция. Качество продукции было плохим, даже по российским стандартам. Облицовка была поцарапана, оторвана по краям, полировка быстро белела, были заметны слои разных цветов там, где изделия подкрашивались, на готовой продукции были видны рабочие метки и так далее. Причины такого низкого качества обусловливались различными факторами:

• использовалось сырье плохого качества;

• производственный процесс включал операции, выполняемые с повреждением изделия;

• при обнаружении дефекта его скрывали таким образом, чтобы брак не бросался в глаза;

• рабочие не соблюдали инструкции, выполнение которых не только обеспечивало получение качественной продукции, но и требовало увеличения объемов работ;

• стандарты измерения уровня качества были низкими, так что плохое качество по рыночным стандартам считалось приемлемым по принятым стандартам компании.

Методы продаж. Отсутствовала документация о клиентах, торговым агентам не предоставлялось никакой самостоятельности в поиске клиентов, а они и не стремились проявлять инициативу. В установлении цены на продукцию не наблюдалось никакой гибкости. Каждый раз клиентов посещали разные торговые агенты. Отсутствовало понимание ситуации на рынке (конкуренты, доля рынка). Отсутствовала система поощрений, побуждающая торговых агентов добиваться хороших результатов в сборе задолженностей. Сотрудники всех уровней управления не имели никакого понятия о формировании отношений «клиент–поставщик» в рыночных условиях и т.д.

Дизайн. Существующий ассортимент продукции необходимо было прекратить продавать из-за следующих причин:

• дизайн продукции устарел в сравнении с конкурирующей импортной продукцией;

• продукция была громоздкой, стенка из одной части занимала всю стену квартиры, не было возможности покупать отдельные модули мебели, и она не соответствовала покупательным требованиям данного сегмента рынка. Требовались более мелкие, дешевые и модульные изделия.

Цена продукции. Цена и себестоимость продукции были достаточно высоки, что, конечно, отражалось на возможности продаж по конкурентоспособным ценам. Среди основных причин тому явились:

• Высокая цена и низкое качество сырья. Так как у компании не было достаточных средств для закупки сырья, ей оставалось осуществлять бартерные сделки. Это в свою очередь ограничивало источники поставок несколькими украинскими фабриками, которых устраивал такой метод финансовых расчетов. В результате сырье приобреталось дороже и худшего качества, чем аналогичная продукция, которая могла быть закуплена за наличные средства.

• Высокие энергозатратные процессы. Например, один станок прессования ДСП необходимой толщины использует тяжелый шлифовальный цилиндр, потребляющий большое количество электроэнергии, хотя в современных условиях целесообразнее шлифовать ДСП, используя легкий наждачный ремень, который стоит дороже и нуждается в замене, но не требует мощного энергоемкого мотора. Планировка завода также не способствовала экономии энергии на отоплении и вентиляции.

• Сомнительная необходимость некоторых производственных этапов. Например, фанера для отделки обратной стороны стенок поставлялась на фабрику в больших панелях, которые разрезались на различные куски, используемые в дальнейшем для изготовления обратной стороны мебели. Оправданием данного процесса являлась легкая транспортировка готового продукта, но главным следствием было увеличение операционных расходов в производственном процессе и ухудшение качества готового изделия, поскольку задняя панель не обеспечивала необходимую жесткость окончательной сборки.

• Несоответствующее оборудование. Хотя большинство оборудования было аналогичным западному, некоторые станки предназначались для больших партий, большого объема производства и их использование не оправдывалось уменьшившимися масштабами производства и потребностями более гибкого планирования производства. В частности, котельные были рассчитаны на большую производственную мощность, а также предназначались для снабжения паром близлежащей макаронной фабрики. Надо ли говорить, что экономическая эффективность котельных при слабой загрузке была чрезвычайно мала. Также большинство станков предназначались для изготовления одной детали и не могли быть приспособлены к другому производству.

• Некоторые дорогостоящие производственные процессы. Например, изготовление ящиков требовало гораздо большего количества операций, чем аналогичное производство на западной фирме, что, однако, не влияло на качество готового изделия.

Финансы

Продажи и рентабельность компании начали сокращаться. Однако руководство не расценивало сбой в продажах как долговременную тенденцию и не приняло мер по сокращению или перепрофилированию производства. Напротив, что является естественным в стране, где бушевала инфляция, готовая продукция на складе расценивалась как лучшее вложение капитала, менее подверженное обесцениванию, чем денежные средства в банке. Проблема заключалась в том, что за короткий период изделия, которые были основной продукцией компании и продавались без всяких усилий, оказались неконкурентоспособными другим, более дешевым, лучшим и в основном иностранным изделиям. К концу 1995 года складские запасы вместо того, чтобы стать денежным вкладом и страховкой компании от инфляции, стали финансовым бременем для компании.

С чисто практической точки зрения предприятие обанкротилось в 1995 году. Государство как основной кредитор прибегло к блокированию банковских счетов, тем самым ускоряя финансовую кончину компании. Компания пыталась разрешить эту проблему, все чаще и чаще прибегая к бартерным сделкам, которые не требовали банковских расчетов, но приводили к повышению стоимости производства. Более того, финансовый кризис рассматривался как временное явление, и не было проведено крайне важного глубокого реструктурирования. Со временем компания больше не могла производить закупки сырья для обеспечения нормального уровня производства и начала переходить к неполному рабочему дню, а также отправлять рабочих в неоплачиваемые отпуска.

Неэффективные системы учета и определения себестоимости. Это общая проблема для всех российских компаний. Так как первичной целью бухгалтерского учета является расчет налогов, подлежащих уплате, и эти процедуры тщательно регулируются Министерством по налогам и сборам , независимо от мнения руководства компании, то все это приводит к тому, что отчетность теряет реальный смысл, и нет никакой возможности использовать данные учета в целях принятия управленческих решений.

Роль акционеров. Ситуация также осложнялась тем фактом, что компания на 100 % принадлежала нынешним и бывшим работникам. Руководство не хотело предлагать меры по реструктуризации, которые будут непопулярны у работников-акционеров. Хотя, может быть, администрация и не осознавала полного масштаба проблем предприятия, необходимость серьезных изменений для нее была очевидной, в особенности это касалось контроля качества продукции и количества занятых на производстве, тем не менее администрация не хотела навязывать предложения новым работникам – акционерам.

Менеджмент

Процесс принятия решений был централизованным, большое внимание уделялось технической квалификации специалистов. По мере того как объемы работы уменьшались, необходимо было заполнить вакансии в секторе продаж/маркетинга, при этом использовался перевод имеющегося персонала на новые должности.

Подход к набору сотрудников в области маркетинга больше основывался на знании производственных процессов, чем на понимании навыков маркетинга и коммерции. При этом приоритет отдавался знанию производственных технологий.

 

Финансовая отчетность предприятия. Аналитический баланс, тыс. р.

АКТИВ

Код

На начало отчетного периода

На конец отчетного периода

I.  ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

 

 

 

Нематериальные активы

110

1

0

Основные средства

120

164200

105626

Незавершенное строительство

130

16064

16730

Долгосрочные финансовые вложения

140

4149

1603

Отложенные налоговые активы

145

0

470

Итого по разделу I

190

184414

124429

II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

 

 

 

Запасы:

210

126484

65911

- сырье, материалы и другие аналогичные ценности

211

15688

10710

- затраты в незавершенном производстве

213

22822

17589

- готовая продукция и товары для перепродажи

214

66453

16806

- товары отгруженные

215

0

0

- расходы будущих периодов

216

21521

20806

Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям

220

4413

4768

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)

240

52465

96818

Краткосрочные финансовые вложения

250

1154

38472

Денежные средства

260

238

157

Итого по разделу II

290

184754

206126

БАЛАНС

300

369168

330555

 


ПАССИВ

Код

На начало отчетного года

На конец отчетного периода

III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ

 

 

 

Уставный капитал

410

26752

26752

Собственные акции, выкупленные у акционеров

401

(28)

(687)

Добавочный капитал

420

87314

52019

Резервный капитал

430

4013

4013

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

470

4162

(26023)

Итого по разделу III

490

122213

56074

IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

 

 

 

Отложенные налоговые обязательства

515

 

138

Итого по разделу IV

590

 

138

V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

 

 

 

Займы и кредиты

610

166516

112510

Кредиторская задолженность:

620

80219

161585

- поставщики и подрядчики

621

28009

21920

- задолженность перед персоналом организации

622

4960

6882

- задолженность перед государственными внебюджетными фондами

623

 

10830

 

20750

- задолженность по налогам и сборам

624

20553

36050

- прочие кредиторы

625

15867

75983

Задолженность перед участниками (учредителями) по выплате доходов

630

 

211

 

232

 Резервы предстоящих расходов

650

9

16

Итого по разделу V

690

246955

274343

БАЛАНС

700

369168

330555

 


Отчет о прибылях и убытках, тыс. р.

Наименование показателя

Код

За отчетный период

За аналогичный период предыдущего года

Доходы и расходы по обычным видам деятельности

 

 

 

Выручка от продажи товаров, работ, услуг

010

161214

259192

Себестоимость проданных товаров, работ, услуг

020

(214315)

(299355)

Валовая прибыль

029

(53101)

(40163)

Коммерческие расходы

030

( 7290)

(7282)

Управленческие расходы

040

(453)

(621)

Прибыль (убыток) от продаж

050

(60844)

(48066)

 Прочие доходы и расходы:

 

 

 

    - проценты к получению

060

(26626)

(24067)

    - прочие  доходы

090

116043

65804

    - прочие  расходы

100

(56405)

(30013)

Прибыль (убыток) до налогообложения

140

(27832)

(36342)

Отложенные налоговые активы

141

470

530

Отложенные налоговые обязательства

142

138

160

Чистая прибыль (убыток) отчетного периода

190

(28164)

(36712)


 

 

Вернуться на главную страницу

 






Hosted by uCoz