Вернуться на главную страницу

Ситуации по антикризисному управлению предприятием Часть I

Немного истории

Ижевский механический завод является федеральным государственным унитарным предприятием. До марта 2004 года он административно входил в Российское агентство по обычным вооружениям.

История завода началась в 1942 году. По приказу Народного комиссара вооружений СССР на базе эвакуированных Подольского механического и Тульского оружейного заводов для производства боевого стрелкового оружия был создан Государственный союзный оружейный завод № 622.

Во время войны в тяжелейших условиях выпускались знаменитые противотанковые ружья Дегтярева и Симонова, пистолет Токарева ТТ, револьверы «наган» и другие виды военной техники. Первоначально производство размещалось в деревянных бараках, отапливаемых «буржуйками». В таких же бараках и землянках жили эвакуированные рабочие. Но уже к 1944 году были построены новые производственные корпуса, пущена железнодорожная ветка, создана сеть вспомогательных производств, включая собственное инструментальное хозяйство. Это позволило обеспечить технологическую независимость завода от других предприятий. На производствах стали применяться конвейерные технологии. Начали осваивать отдельные виды гражданской продукции — лопаты, вилы, циферблатные весы и т. д.

После войны вместо пистолета ТТ налажен выпуск армейского пистолета Макарова, всемирно признанного лучшим в своем классе. В 1947 году начато производство спортивно-охотничьего оружия. Первыми успешными моделями были одноствольное ружье ЗК и двуствольное ИЖ-49. В 50-е годы стали поставлять на экспорт ружья марки ИЖ-54. Сейчас оружие ИМЗ реализуется на рынках 70 стран под торговой маркой «Baikal».

За время существования Ижевский механический завод развился в огромный промышленный комплекс, занимающий площадь 92,1 гектара, с численностью персонала более 13 тысяч человек (по данным на конец 2003 года). Одновременно с выпуском новой продукции постоянно осуществлялась модернизация производственных цехов, совершенствовались технологии. В 80-е годы на заводе впервые стали применяться механообрабатывающие автоматизированные линии, станки с программным управлением. Было создано крупносерийное производство точного стального литья, производство пневматики, сложной электроники и приборостроения. Металлургическое производство, цеха точной механической обработки, штамповки, пластмассового литья, термообработки, лазерной обработки, металлокерамики, микроэлектроники, деревообработки и инструментальное производство образовали замкнутый производственный цикл. Таким образом, завод получил в свое распоряжение мощности и необходимые технологии для независимого производства основной продукции от руды до готового изделия.

В советские годы на заводе производилась сложная военная техника, в том числе противотанковые управляемые снаряды и ракеты, системы управления для ракет средней дальности и оперативно-тактических ракет, переносные зенитные реактивные комплексы и другая наукоемкая продукция военного назначения. Из-за сложности технических, инженерных задач, связанных с производством спецтехники, особое внимание уделялось формированию собственной заводской конструкторской школы. Значительный научно-технический потенциал высокопрофессиональных инженерных кадров на многие годы вперед обеспечил лидирующие позиции завода в производстве различных видов оружия, а также способствовал адаптации завода к новым условиям в постперестроечное время. Специалистам этой службы удалось сохранить преемственность и традиционно высокие стандарты работы. Своими учителями главный конструктор спортивно-охотничьего оружия Дорф A.Y. по-прежнему называет основоположников отдельных ружейных направлений Л.И. Пугачева (ИЖ-54, ИЖ-57, ИЖ-58), А.А. Климова (ИЖ-59, ИЖ-12, ИЖ-27), Г.Я. Протопопова (спортивно-пневматическое оружие – ИЖ-32, ИЖ-33, ИЖ-46).

Отличительной особенностью ИМЗ стала основанная в 1956 году школа ружейного мастерства для подготовки мастеров-ружейников и рабочих-универсалов по изготовлению художественных штучных ружей, а также мастеров-граверов. Благодаря учителям и выпускникам школы качество декоративных элементов коллекционного и даже обычного оружия всегда было на уникально высоком уровне. Так, одно из ружей, декорированных основоположником школы великолепным мастером-гравером Леонардом Васевым, хранится в Оружейной палате Московского кремля. При оформлении коллекционных штучных ружей и сейчас используются драгоценные металлы.

Как и для многих заводов российского ВПК, для Ижевского механического завода наиболее сложными стали 90-е годы. В то время генеральным директором был B.C. Чугуевский, возглавивший завод еще в 1980 году, – мощный авторитарный руководитель, инженер, опытный хозяйственник, умевший при необходимости использовать в интересах завода «административный ресурс». В советские годы в сферу его внимания входило прежде всего выполнение планов технико-экономических показателей, строительство новых корпусов, совершенствование производства, создание социальной базы предприятия. Под его руководством на предприятии появились собственные поликлиника, база отдыха, детский комбинат, больница, подсобное хозяйство, велось строи­тельство жилых домов.

В начале 90-х при сокращении государственного заказа с 81 до 2% перед B.C. Чугуевским и его командой встал вопрос выживания завода. Все усилия были направлены на поиск новых видов продукции для загрузки освободившихся мощностей и максимально возможного использования производственного потенциала оборудования. В соответствии с программой «Развитие предприятия в рамках конверсии оборонной техники» они приступили к формированию конверсионного продуктового портфеля. В процессе работы было много проб и ошибок, но в результате выбор сделали в основном в пользу производства электроинструмента, медицинской техники (электрокардиостимуляторов), фасовочного оборудования, оборудования для нефтегазового комплекса (инклинометров) и даже кухонной техники (комбайнов). Тем не менее для сохранения производственных возможностей завода наиболее значимую роль сыграло использование так называемых двойных технологий – производство гражданского оружия для спорта, охоты и самообороны на оборудовании, прежде использовавшемся для производства военной продукции. Спортивно-охотничье оружие (СОО) стало основным продуктовым направлением, обеспечившим заводу необходимый запас прочности в сложный период.

Переориентация на выпуск товаров гражданского назначения при сохранении высокого уровня качества и традиций производства позволила расширить объем экспортных поставок. Постепенно формировалась собственная дилерская сеть как в Российской Федерации, так и за рубежом.

Надо что-то делать

При определенных успехах в решении производственных и конверсионных задач в 90-е годы на предприятии накапливались проблемы другого порядка. Руководству приходилось решать каждодневные вопросы управления сложным производством, зачастую весьма болезненные и не терпящие отлагательств. Текучка отвлекала на себя все управленческие ресурсы и не давала возможности сосредоточиться на проблемах стратегического уровня. Решения принимались не на опережение, а в «реактивном» стиле — по мере возникновения проблем, а нередко и с опозданием. Менеджмент не успевал реагировать на стремительное изменение внешней среды (законодательства, рыночной ситуации, инфляционных процессов). Меры, направленные на улучшение ситуации, носили бессистемный эпизодический характер и были в основном сконцентрированы на укреплении традиционно сильных сторон деятельности предприятия. Заводские службы не успевали адаптироваться к новым рыночным реалиям. Так, в частности, серьезные ошибки в маркетинговой политике приводили к проблемам со сбытом, затовариванию, дефициту оборотных средств.

Справедливости ради необходимо отметить, что такое положение дел не было исключительным для ИМЗ. Большинство предприятий планомерно уничтожаемого ВПК понесло существенные потери в результате снижения государственного заказа, разрушения системы центрального планирования.

Финансовые результаты деятельности ИМЗ были неутешительными. За период с 1994 по 2001 год предприятию только один раз, в 1999 году, удалось свести бюджет небольшим профицитом (0,64 %). Все остальные годы бюджет был дефицитным (в 1998 году – 15,4 %, в 2000 году – 6 %).

Огромную проблему представляли собой накопленные долги, в основном бюджетам всех уровней и внебюджетным фондам, – они  достигли уровня 19,9 % годового оборота, или 35,8 % оборота с учетом штрафов и пеней. Частично такая ситуация с задолженностью объяснялась проблемами самого завода, но в большей части – задержками в оплате госзаказа и/или оплатой его ГКО. Гиперинфляция обесценивала получаемые суммы, что приводило к перманентной нехватке оборотных средств. Очевидно, что государство не несло финансовой ответственности за такие задержки и связанные с ними потери. При этом уровень пеней в середине 90-х годов, например, по выплатам в пенсионный фонд составлял 1 % от суммы выплат за каждый день просрочки.

Дефицит собственных оборотных средств достиг 12,07 млн у. е. в 2000 году (в 2001 году ситуация ухудшилась – 15,8 млн у. е.), а коэффициент обеспеченности запасов и затрат собственными источниками формирования опускался ниже нормативного значения (0,6 – 0,8) до 0,44 в 1999 году и до 0,39 в 2000-м (все финансовые коэффициенты в этой статье приведены в соответствии с методическими указаниями по заполнению форм отчетности руководителей ФГУП, Мингоскомимущество России, 1999 год).

 

Таблица1. Отрицательная динамика по показателям рентабельности.

Показатель (%)

1999/2000 (по оплате)

2000/2001/2002
(по отгрузке)

Общая рентабельность

15,19/10,87

11,64/11,27/8,32

Рентабельность собственного капитала

7,28/7,11

7,82/13,51/9,9

Рентабельность активов

6,17/5,58

6,29/9,56/6,93

Ухудшение показателей (табл.1) происходило вследствие опережающего роста затрат на производство по сравнению с выручкой от реализации, в первую очередь из-за повышения цен на материалы и комплектующие, электроэнергию, газ, тепловую энергию. При этом в 2001-м в результате выбытия некоторой части фондов социальной сферы произошло кратковременное повышение рентабельности собственного капитала и активов, но в 2002-м снижение показателей продолжилось.

Предприятие оказалось фактически неплатежеспособным, текущие платежи не выполнялись. Погашение наиболее срочных обязательств стало невозможным без продажи части оборотных активов и/или основных производственных фондов. Активно использовалась вексельная форма расчетов. Оплата заработной платы осуществлялась через суд. Для решения проблемы кассовых разрывов использовались краткосрочные заимствования на невыгодных для завода условиях.

Несмотря на то, что износ машин и оборудования составлял более 80 %, у предприятия не хватало ресурсов на осуществление программы обновления основных средств (коэффициент обновления по производственным фондам – не выше 0,018 за 1998 – 2000 гг.). Расходы на НИОКР также сократились до 0,2 % от дохода в 2000 году.

Долгосрочные заимствования под инвестиционные и инновационные программы были недоступны как ввиду нехватки в принципе «длинных» денег в банковском секторе, так и с учетом крайне сложного положения с ликвидностью. Особенно неблагоприятно на кредитной истории завода сказывалась ситуация с не погашенными долгами бюджету и внебюджетным фондам.

Из-за невозможности поддержания уровня заработной платы на среднем для Ижевска уровне по сравнимым вакансиям ИМЗ столкнулся с проблемой текучести кадров, в особенности высококвалифицированных, что создало непосредственную угрозу снижения профессионального уровня трудового коллектива.

Ухудшение финансовой ситуации, низкая производительность труда основных рабочих при чрезмерной численности вспомогательного персонала вынудили руководство завода в 2002 году прибегнуть к крайне непопулярной мере – сокращению численности работающих на 2011 человек. Несмотря на мероприятия по смягчению социальных последствий (помощь в трудоустройстве, переквалификация, сокращения за счет работников пенсионных возрастов), реакция людей была крайне негативной. В средствах массовой информации появилось немало критических материалов, нередко достаточно нелицеприятного характера. Руководство завода обвинялось в неэффективности, решении управленческих проблем за счет рабочих.

До 1998 – 1999 гг. на заводе практически отсутствовала система бюджетирования, управленческого учета. Тем не менее, финансовым службам (возглавляемым в то время нынешним генеральным директором Н.П. Парфеновым) удалось наладить жесткий контроль расходов с учетом приоритетных потребностей. Постепенно началась работа по выводу непрофильных активов, таких как строительный цех, подсобный совхоз со стоимостью молока в несколько раз выше, чем в соседнем магазине.

Нелегко быть многопрофильным...

Глубина и комплексность управленческих задач, стоявших перед руководством ИМЗ, в то время были поистине колоссальными. Ижевский механический завод представлял собой многопрофильное предприятие с высокой степенью диверсификации, с очень большой «глубиной передела», замкнутым технологическим циклом. Завод закупал только сырье и небольшое количество комплектующих. Все остальное производилось на месте, включая металлическое литье, пластмассу. Фактически под одной крышей сосуществовали шесть (как минимум) полноценных производств со всем комплексом вспомогательных и подготовительных цехов, а также с огромным обременением так называемой «социалкой».

Продуктовые направления

В 90-е годы сформировались основные продуктовые направления: ружейное производство (с подгруппами спортивно-охотничьего, пневматического и высокохудожественного оружия), производство пистолетов и оружия для самообороны, производство электроинструмента, фасовочного оборудования, производство медицинской техники и нефтегазового оборудования (табл.2). Менеджменту приходилось единовременно не только решать производственные и технологические вопросы по столь разным видам продукции, но и вырабатывать маркетинговую, сбытовую политику, индивидуальную для каждого продукта.

Таблица 2. Основные показатели по производству/реализации по указанным продуктовым группам за период 2000 – 2002 гг. (в условных единицах; данные по группе продуктов «прочие» не приводятся)

Наименование товарной группы

2000

2001

2002

Ружья

21 738

 

 

 

выручка, тыс. ед.

 

33 578

31

908

штуки

209 623

323 794

307

691

индекс физического роста, %

9 123

154

 

95

переменные затраты, тыс. ед.

 

12 901

14

230

маржинальная прибыль, тыс. ед.

12 616

20 677

17

679

Пистолеты и оружие для самообороны

 

 

 

 

выручка, тыс. ед.

11 335

12 913

16

559

штуки

179 382

204 347

262

046

индекс физического роста, %

4 406

114

 

128

переменные затраты, тыс. ед.

 

4 889

5

763

маржинальная прибыль, тыс. ед.

6 929

8 024

10

795

Электроинструмент

 

 

 

 

выручка, тыс. ед.

12 416

14 672

15

093

штуки

246 752

291 603

306

032

индекс физического роста, %

10 121

118

 

105

переменные затраты, тыс. ед.

 

11 160

11

930

маржинальная прибыль, тыс. ед.

2 294

3 512

3

163

Фасовочное оборудование

1 505

 

 

 

выручка, ед.

 

1 076

 

951

штуки

272

195

 

172

индекс физического роста, %

1 190

72

 

88

переменные затраты, тыс. ед.

 

392

 

613

маржинальная прибыль, тыс. ед.

314

684

 

338

Медицинская техника

691

 

 

 

выручка, тыс. ед.

 

1 209

1

408

штуки

3 651

6 390

7

441

индекс физического роста, %

400

175

 

116

переменные затраты, тыс. ед.

 

1 290

1

 

маржинальная прибыль, тыс. ед.

290

-82

 

261

Нефтегазовое оборудование

38

 

 

 

выручка, тыс. ед.

 

301

 

178

штуки

1

3

 

2

индекс физического роста, %

 

337

 

59

переменные затраты, тыс. ед.

12

21

 

84

маржинальная прибыль, тыс. ед.

26

280

 

94

Очевидно, что максимальный вклад в маржинальную прибыль вносило ружейное производство, далее пистолетное производство и производство электроинструмента.

Для ИМЗ – предприятия с высоким операционным левереджем (см. финансовые документы приложения) – колебания выручки особенно с учетом опережающего роста затрат на производство приводят к значительным изменениям прибыли. Соответственно финансовые показатели деятельности всего предприятия наиболее чувствительны к положению дел на трех указанных производствах, в особенности ружейном. Так, например, крупный заказ на стрелковое оружие в 2001 году помог предприятию закончить год с относительно неплохими показателями, несмотря на неуклонный рост удельного веса затрат. Снижение портфеля заказов по этому направлению в 2002 году незамедлительно сказалось на итоговых результатах всего завода.

Основное беспокойство руководства в те годы вызывало снижение рентабельности продаж именно по ружейному направлению и очень низкие показатели рентабельности по электроинструменту. Частично такое положение дел объясняется при анализе конкурентного положения ИМЗ на соответствующих рынках.

Конкурентное положение (данные по 2002 году)

Ружья

На ИМЗ производится несколько видов ружей, существенно отличающихся друг от друга по потребительским характеристикам и рынкам сбыта, а именно длинноствольное, спортивное, высокохудожественное и пневматическое оружие.

Внутренний рынок длинноствольного оружия стабилен, близок к насыщению, его объем на конец 2002 года составлял около 150 тыс. единиц. В последнее время рынок рос всего на несколько процентов в год.

Потребителями этой продукции ИМЗ являются покупатели со средним достатком – охотники, частные охранные предприятия, коллекционеры. Торговля и приобретение этого вида оружия лицензируются. Ввиду отсутствия специального оборудования завод не выпускает ружья высокой ценовой категории. При этом представители завода говорят о сознательном позиционировании на среднем сегменте рынка с ориентацией на среднего покупателя «с качеством и ценами выше Китая и чуть ниже Чехии». При выходе на достаточно узкий сегмент дорогостоящих ружей конкурировать придется с мировыми отраслевыми лидерами. Доля импортной продукции – 5 %. Темп роста производства на российских предприятиях ниже, чем темп роста импорта (+18,2 % в 2002 к 2001 году). Отмечалось усиление рекламной активности производителей оружия близкой ценовой категории, в частности Турции.

Возможным ограничителем сбыта продукции российских производителей было недостаточное количество оружейных магазинов ввиду чрезвычайно жестких требований к организации торговых помещений и лицензированию со стороны ЛРС МВД России.

Ряд базовых моделей (ИЖ-43, ИЖ-27, ИЖ-18) устарели. По другим отмечается нарушение соотношения «цена – качество». Завод стал испытывать также определенные трудности с поставками сырья – дерева ценных пород для изготовления ложи.

В 2002 году ИМЗ был крупнейшим экспортером российского длинноствольного оружия (73 % в 2002 году). Второе место с 16 % занимал концерн «Ижмаш».

Мировой рынок длинноствольного оружия достаточно стабилен и консервативен. Круг фирм-поставщиков устоялся, огромное значение имеет брэнд, имя производителя. Многие покупатели демонстрируют постоянство в выборе любимых марок. При этом предложение весьма разнообразно как по модельному ряду, так и по ценовой категории. В последние годы потребителя стараются привлечь в основном улучшением качественных, дизайнерских решений, современной эргономикой и эстетикой ружей, а не новыми техническими решениями.

Заметной тенденцией мирового рынка оружия являются интеграционные процессы в отрасли – укрупнение групп-производителей за счет объединения бизнесов, создания совместных предприятий и поглощения более мелких компаний.

Основными конкурентами ИМЗ на мировом рынке являются:

·       по классическим одноствольным ружьям – Бразилия, США;

·       по ружьям с вертикальным стволом – Италия, Великобритания, Германия, Бразилия;

·       по самозарядным – Италия, Турция, Испания, Китай;

·       по ружьям типа pump-action – Италия, Турция, Испания.

Ограничителями экспорта считаются национальные таможенные режимы, предусматривающие различные, вплоть до запретительного, уровни импортных пошлин и лимитирующие номенклатуру разрешенного к ввозу оружия.

Высокохудожественное оружие ИМЗ производит в единичных экземплярах (399 штук в 2002 году). В основном это высокохудожественные гладкоствольные ружья, а также комбинированные и нарезные ружья с повышенными потребительскими свойствами. Продажи более дорогостоящих изделий по сравнению с 2000 и 2001 годами в 2002 году несколько увеличились.

Такое оружие приобретается для коллекций, представительских подарков.

Очевидно, что невозможно сравнивать экономический эффект от реализации обычной ружейной и высокохудожественной продукции. Но сохранение уникальных традиций производства высокохудожественного оружия чрезвычайно важно для завода с точки зрения поддержания имиджа, имени предприятия, продвижения брэнда на новые рынки.

На мировом рынке в этом же сегменте присутствуют практически все самые известные производители и фирмы, осуществляющие индивидуальное изготовление высококлассного оружия, – Browning (Бельгия), Simson, Mauser, Merkel, Blaser (Германия), Beretta, Fabarm, Franchi, Benelli (Италия), Purdy, Holland-Holland, Greener (Великобритания).

Доля ИМЗ на внутреннем рынке пневматического и газового оружия в 2001 году составляла около 90 %. У завода фактически нет российских конкурентов по этому виду оружию, а импорт незначителен.

Но в 2002 году наметилась отрицательная динамика – продажи сократились на 16 %, что было связано в первую очередь со снижением спроса на ИЖ-60, ИЖ-61, ИЖ-38С, ИЖ-53М как устаревшие модели. Устойчивым спросом пользовались модели МР-651К, МР-654К, увеличивались продажи МР-512, МР-513М, была представлена новая модель – МР-661 К.

По газобаллонному оружию основной конкурент – ЗАО «Анике», Москва. Оно выигрывает в ценовой конкуренции по оружию, аналогичному модели МР-654К. Импорт газобаллонного оружия незначителен, но динамика положительная (+40 % 2002 к 2001 году). Ожидается обострение конкуренции с Китаем, также с поставщиками несколько отличных, но близких по назначению моделей («мощная пневматика», пневмобаллонное оружие).

Экспорт пневматического оружия в общем экспорте завода незначителен – около 10 %. Доля России в мировом экспорте в 2002 году составляла около 2 % (Чехия – 27 %, США – 12 %). Доля ИМЗ в российском экспорте – 56 %. Крупнейшими потребителями являлись США (20 %), Франция (9 %), Великобритания (8 %).

На мировом рынке отмечалось увеличение спроса на пневматическое и газобаллонное оружие. Очень популярны газобаллонные копии известных боевых пистолетов, расширяется использование в спортивной стрельбе пневмобаллонного оружия. Рынок пневматического оружия развивался более быстрыми темпами, чем рынок длинноствольного оружия.

Российским производителям пока не удалось воспользоваться возможностями растущего мирового рынка, так, например, экспорт в США остался на прежнем незначительном уровне.

Возможности ИМЗ по сбыту пневматического оружия на внешнем рынке ограничивались, в частности, отсутствием специализированных сбытовых сетей. Высокий уровень конкуренции, консервативность потребителя, льготные таможенные режимы внутри ЕС для своих производителей, очень широкий выбор представленных на рынке моделей также не содействовали усилению позиций завода.

Основной конкурент среди российских экспортеров – ЗАО «Анике».

Крупнейшие производители на внешнем рынке – Crosman, Daisy (США), Diana, Herman Weihrauch (Германия), El Gamo (Испания).

Пистолеты и оружие для самообороны

На ИМЗ производится короткоствольное огнестрельное оружие, компрессионное пневматическое оружие для большого спорта (пистолеты), газовое и травматическое оружие для самообороны.

Оборот короткоствольного огнестрельного оружия регулируется положениями ФЗ «Об оружии». Товар лицензируется. Реализация физическим лицам не разрешена. Основными потребителями на внутреннем рынке являются должностные лица государственных органов и юридические лица с особыми уставными задачами.

На внутренний рынок в основном поставлялся пистолет ИЖ-71, созданный на базе легендарного ПМ (61 % рынка), МЦМиМЦМК (22 %), Байкал-442 (14 %), ИЖ-75 (2 %), МРР-446 (1 % – новый продукт).

Динамика продаж устойчиво положительная. ИМЗ доминировал на рынке (доля по данным 2002 года составляет около 90 %). Конкуренция со стороны российских производителей незначительная (ТУП «КБП» (П-96С), ОАО «Маяк» (РСЛ-1)). От импорта российский рынок защищен законом «Об оружии». Угроза иностранной конкуренции может возникнуть только при вступлении в ВТО. В случае либерализации законодательства по оружию емкость российского рынка короткоствольного огнестрельного оружия может возрасти многократно, что делает это производственное направление одним из наиболее перспективных для ИМЗ.

Мировой рынок короткоствольного оружия растет в основном за счет рынка США, закрытого для российских производителей по соглашению «Черномырдин – Гор». Что касается рынка ЕС, то сложности продвижения продукции ИМЗ, в особенности новых марок, таких как МР-446, обусловлены острейшей конкуренцией крупнейших производителей спортивно-тренировочного оружия и огромным ассортиментом моделей, представленных на рынке.

Основными покупателями спортивного оружия (ИЖ-35,34, ИЖ-46, МР-532 – это компрессионное пневматическое оружие для тренировочной и спортивной стрельбы), производимого ИМЗ, являются спортсмены среднего класса. В России ИМЗ является единственным производителем такого оружия. В основном поставки осуществляются на экспорт. Несмотря на значительный уровень конкуренции, эта продукция остается на мировом рынке благодаря соотношению «цена – качество», удовлетворяющему средний и низший ценовые сегменты.

Для крупных соревнований такое оружие постепенно заменяется пневмобаллонными винтовками и пистолетами, которые российскими производителями не выпускаются. Но ИМЗ вел работы по созданию пневмобаллонной винтовки для биатлона, пытаясь занять эту нишу, по крайней мере, на внутреннем рынке.

Производство спортивного оружия значимо для имиджа компании. Но для сохранения позиций в классе «оружие высоких спортивных достижений» заводу придется вкладывать значительные средства в высокоточное оборудование для изготовления стволов и деталей. Представители завода (в их числе A.И.Дорф) считают это нецелесообразным в сложившихся финансовых условиях, поскольку для обеспечения продаж такого оружия параллельно необходимо предоставлять спонсорскую помощь командам, приобретающим оружие.

В сегменте оружия для самообороны ИМЗ выпускал газовое и травматическое оружие. Из-за снижения спроса на газовое оружие (ИЖ-77, ИЖ-79) его продажи сократились на 13 % (2002 к 2001 году). На смену газовому оружию приходит травматическое: завод выпустил новую модель МР-461, которая сразу стала пользоваться спросом. Оружие для самообороны лицензируется, что несколько лимитирует спрос. Из-за возможных серьезных травм в России пока настороженно относятся к оружию для самообороны. Например, по состоянию на конец 2002 года не был разрешен оборот 9-мм пистолета с резиновым поражающим элементом, тогда как на Украину этот пистолет успешно поставлялся. Ограничителем российского спроса являлось также низкое качество комплектующих, поставляемых другими предприятиями (например, патроны к МР-461).

Конкуренция российских производителей газового оружия незначительна. Основной конкурент — ЗАО «ПК Айсберг». Доля импорта газового оружия незначительна и продолжает снижаться.

Лидером на рынке травматического оружия был НИИПХ, г. Сергиев-Посад (ПБ-4 «Оса»). Рынок растущий, до вступления в ВТО защищен от импорта. Но угроза появления новых конкурентов высока. Так, немецкая компания «Вальтер-Умарекс» готовилась размещать заказ по сборке своего оружия на заводе «Молот» и в связи с этим активно лоббировала разрешение использования 9-мм оружия с резиновым поражающим элементом.

Это направление деятельности возникло на ИМЗ в результате конверсионной диверсификации деятельности и первоначально оказалось достаточно успешным.

Электроинструмент     

Объем рынка электроинструмента в 2002 году составил 157 % к предыдущему году. Импорт занимает 43 % рынка (по стоимости). Доля ИМЗ – 13 % (по стоимости).

Потребителями электроинструмента являются физические лица и небольшие фирмы по обработке древесины, металла, пластмассы, также строительно-монтажные и ремонтные организации.

С одной стороны, давление на российский рынок оказывают крупнейшие зарубежные производители, такие как Bosch, Black&Dacker, Hilty и другие, чьи изделия давно известны на рынке, обладают высокими потребительскими характеристиками. При определенном застое на мировом рынке электроинструмента растущий рынок РФ представляется им весьма привлекательным. Финансовые возможности этих компаний позволяют им «демпинговать». Падение курса доллара также способствовало снижению импортных цен по сравнению с ценами на отечественную продукцию. С другой стороны, на потребительском непрофессиональном сегменте активизировались китайские производители, которые при более низком качестве (но постоянно улучшающемся) предлагают электроинструмент по более низким ценам. В результате при значительном выборе аналогичных изделий на рынке российский потребитель часто отдает предпочтение импортным товарам. Российские производители электроинструмента настаивают на введении протекционистских мер и антидемпинговых мероприятий.

Спрос на российские изделия существует в основном благодаря активному развитию строительной отрасли. Модельный ряд, предлагавшийся ИМЗ на рынке, очень широк – более 30 наименований. Это значительно больше, чем у конкурентов. Продажи осуществлялись через дилерскую сеть («Интерскол-ИЖ» – наиболее крупный дилер). Налажена сеть сервисного обслуживания, над усовершенствованием которой завод постоянно работает.

Очевидно, что для укрепления позиций на рынке высокой конкуренции заводу необходимо улучшать потребительские характеристики выпускаемого электрооборудования и снижать затраты на производство, так как по соотношению «цена – качество» все возможности увеличения цен исчерпаны.

Доля ИМЗ в российском экспорте электроинструмента составляла (по данным 2002 года) 7 %. Основные сложности работы на внешних рынках определялись общей стагнацией рынка электроинструмента, приверженностью потребителей к известным маркам, опасностью ценовой конкуренции со стороны азиатских производителей.

Оборудование  для фасовки

Это направление также является следствием выполнения конверсионной программы и диверсификации производства. В 90-е годы ошибки в оценке емкости рынка фасовочного оборудования приводили к перепроизводству и затовариванию.

Выпускались два вида продукции: молокоразливочные автоматы для упаковки молока в полиэтиленовые пакеты (доля рынка РФ в 2002 году – 50%) и автоматы для сыпучих продуктов (доля рынка – 5%).

Основные потребители продукции – малые и средние молокозаводы (по молокоразливочным автоматам) и предприятия пищевой, химической и добывающей промышленности, также кондитерские фабрики, хлебозаводы, пищекомбинаты (по автоматам для сыпучих продуктов). Преимуществом изделий ИМЗ для российских потребителей была конструктивная простота и нетребовательность в обслуживании.

Основными конкурентами по молокоразливочным автоматам для ИМЗ являлись импортные поставщики – 12 %, НПП «Зонд» – 11 %.

Общие объемы поставок фасовочного оборудования ИМЗ в 2002 году составили около 146 тыс. ед. Начиная с 1999 года продажи сокращаются, а цены растут опережающими отрасль темпами. Положение осложняет отсутствие собственной дилерской сети и служб сервисного обслуживания, недостаточно активная рекламная кампания.

Поскольку упаковочные, фасовочные материалы используются все шире в разных отраслях промышленности, производство такого оборудования имеет неплохие перспективы. На его развитие оказывает положительное влияние рост производства молочной продукции, сухих продуктов, требующих расфасовки.

Также в результате реализации конверсионной программы завод начал производство медицинской техники, а именно электрокардиостимуляторов (ЭКС).

Медтехника

Потребителями этой продукции выступают кардиодиспансеры, кардиоцентры, НИИ, клиники и больницы, в которых проводятся операции по имплантации электрокардиостимуляторов.

Продукция является наукоемкой, производство – технологически сложным. Возможности выпуска данной продукции определяются наличием у ИМЗ микроэлектронного производства. В свою очередь, использование этих мощностей позволяет заводу сохранять микроэлектронное производство на должном уровне.

85 % операций в России проводится с применением отечественных ЭКС. В стране отмечается рост сердечно-сосудистых заболеваний и, как следствие, увеличивается потребность в имплантациях. Недостаток специализированных клиник ограничивает возможности медиков по проведению операций, при этом возможности наращивания выпуска ЭКС существуют.

Стимуляторы выпускали кроме ИМЗ (доля рынка около 25 %, в 2002 году произведено 3762 шт.) также две другие российские компании: ЗАО «Элестим-Кардио», Москва (31 %), «Кардиоэлектроника», Климовск (29%), доля импорта – 15 %.

В последние годы реализация электрокардиостимуляторов ИМЗ несколько снижается (на 12 % в 2002 году). Одной из причин является зависимость от заказов эксклюзивного дилера. Свою роль играет также консервативность медиков в выборе моделей стимуляторов, их предпочтение известным маркам. Состояние медицины в целом и особенность прибора, необходимость в котором возникает по жизненным показаниям, ограничивают возможность повышения цен на продукцию.

Нефтегазовое оборудование

Нефтегазовое оборудование (инклинометры гироскопические) ИМЗ начал производить также в результате конверсии благодаря наличию высокотехнологичного оборудования. Производство дорогостоящее, штучное – в 2002 году было произведено только две штуки. Изделие ИМЗ универсально, подходит для различных видов скважин, превосходит по техническим характеристикам продукцию других отечественных производителей, конкурентно по параметру «цена – качество». В отличие от конкурентов ИМЗ не предоставляет сервисные услуги, что в ряде случаев лимитирует возможности сбыта.

Основные потребители – организации, представляющие геофизические управления, рудную геофизику, геофизику горизонтального бурения. Бурное развитие российской нефтегазовой отрасли стимулирует спрос на аппаратуру для геофизических исследований.

Поставки геофизической аппаратуры на российский рынок в основном осуществляются компаниями Sperry Sun и Schlumberger, рядом других. Их оборудование отличается высоким качеством и соответствующей ценой. На рынке появились китайские производители. Все эти компании оказывают также сервисные услуги. Многие российские сервисные компании («Петро-Альянс») используют в работе импортное оборудование. Потребители достаточно консервативны в выборе оборудования, в том числе в силу больших затрат на обучение персонала работе с комплексным оборудованием.

Рынок высококонкурентный, привлекательный, особенно в силу перспектив развития нефтяной промышленности. Помимо возможностей получения экономических выгод от реализации данной продукции завод также заинтересован в присутствии на этом рынке для поддержания в рабочем состоянии специального высокотехнологичного оборудования и профессиональных навыков персонала.

Организационная структура

Как мы видим, за 90-е годы Ижевскому механическому заводу удалось переориентировать свои производственные и сбытовые службы на работу в рыночных условиях, в том числе за счет диверсификации, которая добавила предприятию устойчивости и создала возможность перераспределения ресурсов между продуктовыми направлениями. Но при этом возникла проблема управляемости предприятия, согласования и координации действий между службами. По мнению практически всех топ-менеджеров ИМЗ, одна из основных причин заключалась в том, что организационная структура предприятия начала притормаживать развитие производственной и сбытовой деятельности.

Структура ИМЗ, которая постоянно совершенствовалась и видоизменялась, но принципиально оставалась вертикальной, построенной по функциональному признаку.

При столь значительной дифференциации продуктов и рынков, на которых присутствует ИМЗ, продуктовые группы структурно не выделены. Соответственно функциональные руководители, например заместители генерального директора по производству или маркетингу, ведут все продуктовые направления одновременно без делегирования полномочий на уровень продуктовой группы. Руководство завода, включая генерального директора, перегружено решением рутинных вопросов вместо того, чтобы концентрироваться на вопросах стратегического управления.

Нередки разногласия между топ-менеджерами функциональных направлений. Одна из причин – естественные различия в точках зрения на цели и задачи предприятия, например, производственников и финансистов.

Существующая структура также не позволяла использовать возможности мотивации сотрудников, которые создаются, когда бюджеты продуктовых групп напрямую увязываются с результатом работы.
        

Вопросы для студентов по первой части деловой ситуации

1.          На основе изложенного составьте SWOT-анализ для предприятия.

2.          Считаете ли вы необходимым сохранять многопрофильность / высокую диверсификацию компании?

3.          Считаете ли вы целесообразным в современных условиях стремиться к сохранению технологической независимости предприятий, замкнутого производственного цикла?

4.          Какие производственные направления предприятию необходимо развивать в первую очередь? Составьте матрицу стратегических характеристик для отдельных производств.

5.          Каковы ваши предложения по программе улучшений / оздоровлению предприятия (оперативный, стратегический уровень)?

 

Вернуться на главную страницу

 

 






Hosted by uCoz