КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО КУРСУ КОНЦЕПЦИЯ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ Часть 1

Вернуться на главную страницу

Конспект лекций по курсу  концепция антикризисного управления   часть 1

 

Антикризисное управление имеет предмет воздействия – проблемы и предполагаемые и реальные факторы кризиса, т. е. все проявления неумеренного совокупного обострения противоречий, вызывающих опасность крайнего проявления этого обострения, наступления кризиса. Эта концепция представлена на рис. 1.

Часть первая. Кризисы в тенденциях макро- и

микроразвития

 

 

1. Кризисы в социально-экономическом развитии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Тенденции возникновения и разрешения кризисов

 

 

3. Государственное регулирование кризисов

 

 

 

 

4. Кризисы государственного управления

 

 

5. Кризисы в управлении предприятием

 

 

 

 

 

 

 

 

Часть вторая. Содержание антикризисного управления

 

 

6. Основные черты антикризисного управления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Диагностика

кризисов

 

 

8. Маркетинг

 

 

 

9. Стратегия и тактика

 

 

10. Банкротство

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Часть третья. Факторы антикризисного управления

 

 

11. Риски в антикризисном управлении

 

 

12. Инновации

 

 

 

13. Инвестиции

 

 

14. Технологии

 

 

 

 

 

 

 

 

Часть четвертая. Роль человеческого фактора

16. Управление персоналом

 

15. Конфликтология

 

17. Кризис - менеджер

 

 

 

 

 

Часть пятая. Специальные темы

18. Роль профсоюзов

 

 

 

19. Зарубежный опыт управления

Рис. 1. Концепция антикризисного управления

 

Кризисы в управлении предприятием

Понятие кризиса тесным образом связано с понятием социально-экономической системы, которая имеет две тенденции своего существования. Это функционирование (сохранение своих особенных функции для поддержания целостности данной системы) и развитие (приобретение новых качеств и функций в условиях изменяющейся внешней среды).

Взаимосвязь этих двух тенденций носит диалектический характер (см. рис. 2): управление достигнутым функционированием имеет стабилизирующий  и сдерживающий характер, управление развитием организации имеет инновационный характер, разрушающий процесс функционирования.

В результате при обострении противоречий наступает опасность кризиса, то есть обострение противоречия в социально-экономической системе (между процессами стабилизацией и инновацией), угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде. 

 

 

Жизнеспособность

организации

 

 

 

 

 

 

 

Управление достигнутым функционированием (стабилизация)

 

 

 

Управление развитием организации (инновации)

 

 

 

 

 

 

 

Опасность кризиса

(обострение противоречий)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Антикризисное управление

(предупреждение и устранение противоречий для поддержания уровня жизнеспособности организации, соответствующего внешним и внутренним изменениям)

 

 

Рис. 2. Возникновение опасности кризиса в социально-экономической системе организации

 

Причины кризиса могут быть различными: объективными, связанными с циклическими потребностями модернизации и реструктуризации, и субъективными, отражающими ошибки и недостатки в управлении.

Выход из кризиса не всегда связан с позитивными последствиями. Нельзя исключать переход в состояние нового кризиса, может быть, даже еще более глубокого и продолжительного. Последствия кризиса могут вести к резким изменениям или мягкому продолжительному и последовательному выходу. Послекризисные изменения в развитии организации бывают долгосрочными и краткосрочными, качественными и количественными, обратимыми и необратимыми.

Кризисы неодинаковы не только по своим причинам и последствиям, но и по самой своей сути. Разветвленная классификация кризисов связана с дифференциацией средств и способов управления ими (рис. 3).

К причинам кризиса можно отнести объективные и субъективные, внешние (из-за меняющейся окружающей среды, форс-мажорные обстоятельства и др.)  и внутренние (несовершенство менеджмента), случайные (в результате ошибок и просчетов менеджмента) и закономерные (связаны с цикличностью развития предприятия и общества), естественные (землетрясения, ураганы, наводнения) и искусственные (террористические акты).

 

 

Кризисы

 

 

 

 

 

 

 

Причины

 

Характер

 

Последствия

 

 

 

 

 

· Объективные / Субъективные

· Внешние / Внутренние

· Закономерные / Случайные

· Естественные / Искусственные

 

· Глубокий / Мягкий

· Затяжной / Кратковременный

· Общий / Локальный

· Явный / Скрытый

 

 

· Обновление / Разрушение

· Оздоровление / Новый кризис

· Обострение / Ослабление

Мягкий выход / Резкое падение

 

 

 

 

 

По масштабу

 проявления

 

 

 

По степени

управляемости

 

 

 

 

 

· Частичный (локальный) / Системный

 

 

 

· Управляемый / Неуправляемый

 

 

 

 

 

 

 

По причинам

возникновения

 

 

 

 

 

 

 

Природный

 

Общественный

 (социальный)

 

Экологический

 

 

 

 

 

Политический

 

Экономический

(финансовый)

 

Психологический

 

 

 

 

 

Технологический

 

Организационный

 

Информационный

Рис. 3. Типология кризисов

 

Механизмы антикризисного управления

Антикризисное управление – это управление, в котором поставлено определенным образом предвидение опасности кризиса,

анализ его симптомов, мер по снижению отрицательных последствий кризиса и использования его факторов для последующего развития.

Суть антикризисного управления выражается в следующих поло­жениях:

§           кризисы можно предвидеть, ожидать и вызывать;

§           кризисы в определенной мере можно ускорять, предварять, отодвигать;

§           к кризисам можно и необходимо готовиться;

§           кризисы можно смягчать;

§           управление в условиях кризиса требует особых подходов, спе­циальных знаний, опыта и искусства;

§           кризисные процессы могут быть до определенного предела управляемыми;

§           управление процессами выхода из кризиса способно ускорять эти процессы и минимизировать их последствия.

Антикризисное управление имеет особенности в части его процессов и технологий. Главными из них являются:

§           мобильность и динамичность в использовании ресурсов, проведении изменений, реализации инновационных программ;

§           осуществление программно-целевых подходов в технологиях разработки и реализации управленческих решений;

§           повышенная чувствительность к фактору времени в процессах управления, осуществлению своевременных действий по динамике ситуаций;

§           усиление внимания к предварительным и последующим оценкам управленческих решений и выбора альтернатив поведения и деятельности;

§           использование антикризисного критерия качества решений при их разработке и реализации.

 

Государственное регулирование кризисных ситуаций

Термин «банкрот» произошел от итальянского «banca rotta». Дословный перевод «banca rotta» означает «разбить стул», на котором сидел коммерсант, ведущий торговую деятельность. Когда он не мог далее (терял волю) вести свою деятельность по причине невыполнения своих обязательств, то его стул ломали. Это служило признаком прекращения деятельности коммерсанта и предупреждением остальным.

Банкротство – сложный процесс, включающий:

1)     рассмотрение ситуации, в которой некоторое физическое лицо или предприятие объявляется несостоятельным;

2)     юридические процедуры, с помощью которых можно временно приостановить   деятельность физического лица или предприятия в случае

3)     банкротства, используя законодательные или практические шаги;

4)     определение ответственности для осуществления (или неосуществления) необходимых шагов в экономическом, финансовом, юридическом,

5)     социальном и политическом плане.

Отечественные аналитики, исследуя причины, условно делят банкротство на три вида:

·      первый вид – это банкротство бизнеса, связанное с неэффективным управлением предприятием, неумелой маркетинговой стратегией,

·      нерациональным расходованием ресурсов и т.д. 

·      второй вид – это банкротство собственника, вызванное отсутствием инвестиций в оборотный капитал (простое воспроизводство),

·      даже при востребованности продукции рынком, и в развитие производства для поддержания рыночной стоимости предприятия, 

·      третий вид – это банкротство производства, когда под влиянием первых двух факторов выпускается неконкурентоспособная продукция и

·      требуется диверсификация этого производства.

Арбитражный суд осуществляет правосудие путем разрешения экономических споров и иных дел, отнесенных к его компетенции Кодексом и другими действующими федеральными законами.

Задачами судопроизводства в арбитражном суде являются:

§           защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере

§           предпринимательской и иной экономической деятельности;

§           содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

 

Банкротство коммерческих организаций

Для регулирования внешней формы несостоятельности предприятия – банкротства необходимо эффективное законодательство, которое способствует предупреждению банкротства, реализации мер финансового оздоровления предприятия-должника или ликвидации предприятия в случае признания его банкротом. Закон «О несостоятельности (банкротстве) от 26.10.2002  № 127-ФЗ устанавливает и регулирует:

§           основания признания должника несостоятельным (банкротом) или объявления должником о своей несостоятельности (банкротстве),

§           порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства),

§           проведение внешнего управления и конкурсного производства и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить

§            в полном объеме требования кредиторов.

Закон о банкротстве распространяется на все юридические лица, являющиеся коммерческими организациями (за исключением казенных предприятий), на некоммерческие организации, действующие в форме потребительского кооператива,  благотворительного или иного фонда. Кроме того, действие закона распространяется на граждан, в том числе зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей.

Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения.

Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей определяется на момент подачи в арбитражный суд заявления о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве)  должника. При этом в обязательном порядке принимается во внимание размер суммы займа с учетом процентов, а также размер задолженности за переданные товары, выполненные работы и оказанные услуги.

В ходе определения размера денежных обязательств и обязательных платежей ни в коем случае не должны учитываться:

1)   требования граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью;

2)   обязательства по выплате авторского вознаграждения;

3)   обязательства перед учредителями  должника – юридического лица, вытекающие из такого участия;

4)   неустойки (пеня и штрафы) и иные финансовые (экономические) санкции.

При рассмотрении дела о банкротстве должника - юридического лица применяются следующие процедуры банкротства:

§           наблюдение;

§           внешнее управление;

§           конкурсное производство;

§           мировое соглашение.

При отсутствии возражений кредиторов должник - юридическое  лицо может объявить о своем банкротстве и добровольной ликвидации.

Процедурные вопросы банкротства и их связь с Законом РФ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года № 127–ФЗ можно представить в виде схемы (рис.4).

Рис. 4.  Процедурные вопросы банкротства

 
Наблюдение

Наблюдение является процедурой, направленной на обеспечение сохранности имущества должника и проведение анализа его финансового состояния в целях выявления возможности восстановить платежеспособность должника.

Последствия вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения:

1.  Требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения по которым наступил на дату

2.  введения наблюдения, могут быть предъявлены к должнику только в соответствии с Законом «О несостоятельности».

3.  По ходатайству кредитора приостанавливается производство по делам, связанным с взысканием с должника денежных средств.

4.  Приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, в том числе снимаются аресты на имущество должника.

5.  Запрещаются удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделении доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из

6.  состава его учредителей (участников), выкуп должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли (пая).

7.  Запрещается выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам.

8.  Не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, если при этом нарушается

9.  установленная пунктом 4 статьи 134 настоящего Федерального закона очередность удовлетворения требований кредиторов.

 

Финансовое оздоровление

По окончании процедуры наблюдения и при наличии решения первого собрания кредиторов арбитражный суд выносит определение о введении процедуры финансового оздоровления. Основанием для этого являются, во-первых, наличие ходатайства учредителей, уполномоченных органов или третьих лиц и обеспечения, превышающего на 20 % и более  обязательства должника, во-вторых, готовность к погашению долгов через месяц после введения процедуры в течение года пропорционально требованиям кредиторов, равными долями. Исполнение обязательств может быть обеспечено залогом (ипотекой), банковской, государственной или муниципальной  гарантией, поручительством. Удержание, задаток, неустойка, имущество и иные имущественные права к обеспечению не относятся.

Если оснований для введения процедуры финансового оздоровления нет, а платежеспособность должника может быть восстановлена, тогда вводится процедура внешнего управления. Определение арбитражного суда о введении процедуры подлежит немедленному исполнению. Совокупный срок финансового оздоровления не может превышать два года.   Административный  управляющий в ходе  процесса финансового оздоровления ведет реестр требований кредиторов, созывает собрания кредиторов, контролирует выполнение плана финансового оздоровления и графика погашения долгов. Он получает от руководителя должника информацию о текущей деятельности, принимает участие в инвентаризации, согласовывает или опротестовывает сделки. Продолжительность процедуры финансового оздоровления составляет не более двух лет.

 

Внешнее управление

Основанием для введения внешнего управления является определение арбитражного суда по итогам процедуры финансового оздоровления, ходатайство собрания кредиторов. При этом установлена реальная возможность восстановления платежеспособности должника. Если процедура финансового оздоровления протекала более 18 месяцев, то внешнее управление вводить нельзя.

Совокупный срок финансового оздоровления и внешнего управления может составить не более двух лет.

 

Конкурсное производство

После принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом утверждается процедура конкурсного производства.

Эта процедура является завершающей стадией в процессе банкротства, в результате которого прекращается существование юридического лица. Срок конкурсного производства ограничен одним годом. По ходатайству лиц, участвующих в деле, он может быть продлен на шесть месяцев.

Последствия открытия конкурсного производства:

§      срок исполнения возникших до открытия процедуры денежных обязательств и уплаты обязательных платежей должника считается наступившим;

§      прекращается начисление неустоек (штрафов, пени), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника;

§      все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования могут быть

§      предъявлены должнику только в рамках конкурсного производства. Исключение составляют признание прав собственности, взыскание

§      морального вреда, истребование имущества из незаконного владения, ничтожные сделки;

§      снимаются ранее наложенные аресты имущества должника и иные ограничения по распоряжению имуществом должника;

§      сведения о финансовом состоянии должника теряют конфиденциальность и перестают составлять коммерческую тайну.

Арбитражный управляющий производит расчеты с кредиторами согласно  реестру требований кредиторов в порядке очередности  (статья 134 Федерального закона). Порядок удовлетворения требований кредиторов представлен на рис. 5.

 

Рис. 5. Удовлетворение требований кредиторов

 

Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди за исключением «залоговых» кредиторов. Продажа предмета залога осуществляется на открытых торгах.

Если средств для удовлетворения этих кредиторов недостаточно, то их требования удовлетворяются в составе требований третьей очереди.  

 

Мировое соглашение

Мировое соглашение при процедуре банкротства – это добровольное соглашение должника с конкурсными кредиторами о прекращении дела о банкротстве на основе взаимных уступок. Заключается  письменно и  должно содержать положение о порядке и сроках исполнения обязательств должника в денежной форме.  Взаимная выгода может быть найдена в прекращении обязательств за счет отступного, в  обмене требований на доли в уставном капитале, акции, облигации и иные ценные бумаги, в прощении долга, отсрочке или рассрочке уплаты долгов и ином, не нарушающем прав кредиторов реестра. Порядок применения мирового соглашения представлен на рис. 6.

Рис. 6. Мировое соглашение

 

 

 

Вернуться на главную страницу

 






Hosted by uCoz